среда, 8 августа 2012 г.

Основы медитации.



Франк Арджава Петтер

Лекция о медитации. Мехико, Октябрь 2001.

Этим вечером я хотел бы поговорить, немного, о медитации, моем собственном опыте, и моем взгляде на это. А затем в течение следующих двух дней, хотя и будет время для вопросов, большую часть времени мы будем заниматься ею, мы все познаем ее. И это единственный путь: нельзя рассказать, что такое медитация, вы должны познать ее. Вы должны стать ею. Тем не менее, для вас будет полезным, понять основы медитации. Возможно, вы заметили, что я поставил камеру вон там, но мы не будем публиковать это видео, оно для моего личного использования. Только в том маловероятном случае, что я могу сказать что-нибудь умное, мне это может пригодиться в дальнейшем для написания информационного бюллетеня или книги. Вы не будете кинозвездами, пока что, не волнуйтесь!

Итак, первый образ, который возникает, вероятно, у большинства из нас по поводу медитации: кто-то сидит очень умиротворенно в пещере в Гималаях, с длинными волосами, в оранжевых одеждах и он сидит там как Будда в позе лотоса, со скрещенными ногами на полу или ногами, скрещенными за ушами. Или другой образ, будет представлять собой: двадцать, тридцать или пятьдесят, или сто монахов, сидящих вместе в Японском Дзен-Храме. Опять же их ноги скрещены в позе лотоса или они сидят в Японском стиле, на коленях. И в Японии они будут сидеть с полуоткрытыми глазами, полностью отрешенными от мира, их дел и их многочисленных проблем.



Но кто может сделать это. Кто-нибудь здесь делал так? Провел несколько лет в Ашраме или Храме? Вряд ли это подойдет большинству людей. Я не знаю было ли по-другому в старые времена, но сейчас наши жизни настолько сложные и запутанные, что вы не можете просто улететь в Гималаи и сидеть там. Проблема в том, что даже если вы уйдете и потратите год или около того сидя в молчании, ничего не делая, по возвращении, вы все еще тот же человек. Потому что вы притащили себя в горы, а потом опять спустились обратно в долину. У меня есть немало друзей, которые провели длительный период времени в медитациях и в итоге вернулись с тем же гневом, с той же ревностью и с теми же страданиями. Абсолютно все проблемы вернулись в их жизни практически точно в тот же день, когда эти люди вернулись. Так как же нам справиться с этой ситуацией? Что мы можем сделать, если бегство не работает? Что сработает? Единственное что работает, это принятие реальности такой, какая она есть. И ваша реальность это жизнь, которую вы живете со всеми ситуациями, в которых оказываетесь. В вашей семье, в вашей работе и во всех трудностях, которые могут у вас возникнуть. Побег от них не поможет. Это только отсрочит решение.

Что мы должны сделать, и чему нам необходимо научиться, это привнести медитативное пространство в наши повседневные жизни. Тогда и только тогда что-то может случиться, что-то может поменяться. И потому естественно во многих духовных школах или учениях, учителя будут предлагать уроки медитации или целые уикенды, так же, как и мы в этой группе. Когда вы находитесь в контролируемой среде как эта, с двадцатью людьми, которые все сфокусированы на одном и том же, на себе, на вопросах: «Кто я?» и «Что я здесь делаю?», - в этой контролируемой среде соответственно легко быть спокойным и тихим, и  быть собой. Потому что все остальные хотят делать то же самое. И это именно то пространство, с которым вы соприкасаетесь, когда входите в прекрасную Церковь / Храм, или прекрасное место, куда люди приходят попрактиковать медитацию, попрактиковать погружение в себя, попрактиковать наблюдение за собой. Поэтому в нашем маленьком кругу мы начнем пробовать по чуть-чуть, что же такое медитативное мироощущение. Но это только капля в море, и что вы должны сделать после, это привнести то, что вы узнали здесь в вашу повседневную жизнь и питать это, и помогать расти все больше, и больше, и все больше, и больше.

Итак, давайте вернемся к вопросу о том, что же такое медитация на самом деле. Это не сидение где-то с самим собой. Это не сидение где-то в горах. И это даже не техника. Просто, сидя со скрещенными ногами определенным образом, ничего особенного не произойдет, кроме того, что через некоторое время начнут болеть  колени!

И я уверен, вы сталкивались с этим: в момент, когда вы садитесь и пытаетесь медитировать, вдруг ваш внутренний конфликт и внутренний диалог становится сильнее и сильнее, и сильнее. Таким образом, вы думаете, что при медитации ваш ум становится более активным. Но на самом деле это не так. Дело в том, что, когда вы садитесь и направляете взор внутрь себя и прислушайтесь к себе, вы начинаете осознавать все мысли и весь хлам, происходящий в вашей голове. И это нормально, абсолютно нормально. Даже монах, например, который выглядит таким отрешенным от всего, таким тихим и спокойным, если бы вы могли заглянуть в его голову, вы бы были удивлены тем, что происходит там. То же самое происходит в каждом из нас. Я однажды провел три дня в медитативной группе в Ашраме ОШО в Индии и там был один прекрасный мужчина. Не знаю, это был Японец или Китаец, он сидел в идеальном положении, как статуя Будды. С бритой головой и прекрасным лицом, спокойный и тихий. И вся группа смотрела на него думая: «Ах, как бы я хотел стать таким же, как он, однажды, тихим и мирным». Спустя три дня он полностью взбесился и начал нападать (физически) на людей, и понадобилось пять человек, чтоб удержать его. Он просто не мог вынести тишины. Но всем остальным понадобилось три дня, чтоб заметить, что творилось у него внутри. Так что не позволяйте себе быть обманутыми, торжественным видом на чьем-то лице. Внутри все мы одинаковые; все мы заняты, очень-очень заняты, даже если выглядим спокойно.

Что же нам делать со всей этой занятостью, в наших головах? Большинство людей говорят, что медитация, это «не думание», тишина внутри. Но как это сделать? Потому что когда вы садитесь (останавливаетесь), ум активен, ум движется: мысли приходят и уходят. Как облака в небе, они приходят и уходят. И так же, как с облаками в небе, вы ничего не можете сделать со своими мыслями. Если вы прогоните одну, придет следующая. Это бесконечный процесс.

Еще одна динамика мышления в том, что каждая мысль цепляется за другую мысль и за другую, и за другую. Этот процесс может начаться с того, что вы видите яблоко, где-то там, и прежде чем вы осознаете это, вы в супермаркете, в вашей голове, делаете покупки на следующей неделе. И прежде, чем вы сможете поймать себя, вы думаете о каком-то блюде, которое не любит ваш супруг(а), и так далее и так далее. Так из невинного яблока мы создали эту большую историю в нашей голове. Идея медитации не в том чтобы отпустить сразу все мысли. Начните смотреть на них, наблюдая за ними точно так же, как вы смотрите фильм на экране перед вами.

Когда вы начинаете смотреть кино, изначально вы не отождествляете себя ни с одним из персонажей, вы просто смотрите за тем, что они делают и за их приключениями. А потом, через некоторое время, если фильм снят хорошо, вы отождествляете себя с одним или несколькими персонажами и вы хотите чтоб они вели себя определенным образом, и вы надеетесь, что «это» или «то» произойдет с ними. То же самое происходит и в наших головах. Это мыслительный процесс, который продолжается в течение всего дня, таким образом. И то, чему нам надо научиться, это тому, как смотреть на наши мысли и эмоции, так же как вы смотрите на персонажей, в кино, которое вы только начали смотреть. Когда еще нет отождествления.

Много медитативных практик предлагают вам сделать это, наблюдая за своим дыханием. Смотря на свое дыхание. Наблюдая за вдохом и выдохом. И самая таинственная вещь в том, что очень легко осознавать все остальное, что происходит в то же время. Например, когда вы наблюдаете за своим дыханием, очень легко осознавать все звуки и запахи, которые окружают вас, чувства которые окружают, и внутри вас. За всеми чувственными впечатлениями очень легко наблюдать, когда вы следите за своим дыханием. И как только вы научились делать это, очень просто быть внимательным к тому, что происходит, следующий шаг, это осознание своих мыслей. И вместо того, чтоб следовать за каждой мыслью, в ее путешествии от яблока к супермаркету и затем к ужину, вы просто смотрите на яблоко, осознаете его и отпускаете. Вы говорите: «Привет, есть мысль, я вижу ее, но я не позволяю себе быть увлеченным ей сейчас, я остаюсь смотреть на небо, вместо наблюдения за облаками, которые приходят и уходят».

А когда вы научитесь, как это делать, тогда будет также легко наблюдать за чувствами и эмоциями, которые вы испытываете. И когда вы уже знаете, как наблюдать за: физическими проявлениями, всеми чувственными впечатлениями, вашими мыслями и эмоциями, тогда что-то произойдет у вас внутри, вы обретете очень тонкий опыт. Вы начнете понимать, что вы и то на что вы смотрите, это две разные вещи. Самая большая проблема, которая у нас есть это отождествление с нашими мыслями и эмоциями. Отождествление с мыслями и понятиями по большому счету означает войну между странами, например. А отождествление с нашими эмоциями всегда перерастает в проблему в наших семьях, с нашими супругами и детьми. Отождествление это беда. В медитации вы узнаете, как перестать отождествлять себя с эмоциями, мыслями, с мыслями включая понятия, которые у вас есть о жизни. Прекращение отождествления делает вашу жизнь очень легкой. Вам становится проще и легче идти. Потому что когда вы не привязаны, вы не держитесь за вещи, понятия, чувства, и вы становитесь более и более текучими. Цепляясь за наши понятия и эмоции, мы создаем безопасность.

Например, философская концепция или взгляд на жизнь дает вам чувство безопасности. Естественно, эта безопасность не является ни постоянной, ни настоящей. Это просто фантазия, но вы можете чувствовать себя как дома в рамках, которые вы создали для себя. Например, если вы коммунист, вы чувствуете себя в безопасности в рамках коммунизма. Если вы представитель «Новой эры» (прим. перев. New age – религия «Нового века»), вы чувствуете себя в безопасности в рамках «Новой эры». Или если вы кто бы то ни было, Мексиканец или Немец, или Христианин, или Буддист и т.д., вы чувствуете себя в безопасности в этих рамках. Но рамки ограничивают вас. Не существует полностью открытой философской системы. Есть правила и идеи, которыми вы живете. Они дают вам чувство безопасности и в то же время они сковывают вас, они связывают вас. А становясь более и более медитативным, вы переплавляете те понятия, которые вы создали и выходите за пределы, которые вы поставили для себя. Таким образом, вы станете более и более текучим. И вы увидите, жизнь станет очень легкой и веселой. Потому что вы не разбиваетесь о границы, которые вы с вашей системой мышления создали. Вы все знаете, что жизнь не волнуют философии, которые мы создали. Например, если вы очень спокойный человек и вдруг что-то происходит, как недавно в Америке, эти ужасные теракты. Тогда вы потрясены, потому что теракт, который является реальностью, не соответствует вашим представлениям о жизни. И тогда вы застряли, вы попали в ловушку собственной системы мышления. Чем больше вы узнаете, как видеть реальность такой, какая она есть, тем меньше вы связаны понятиями, и идеями, и их влиянием на жизнь. Чтобы этого достичь, вам необходимо создать дистанцию между Вами и объектом, на который вы смотрите. Это то, что вы узнаёте в медитации, это то, что вы узнаёте, сидя. Принятие реальности такой, какая она есть, не желая добавить или убрать что-то.

Поэтому, когда мы сидим вместе, мы не хотим избавиться от мыслей, потому что не получится избавиться от мыслей насильно. Но мы позволим мыслям приходить и уходить дальше. Когда мысли приходят и уходят, перед вашим внутренним взором, и вы создали дистанцию ​​между вами и вашими мыслями, вы знаете, одно: вы знаете, что вы и ваши мысли две разные вещи. В противном случае вы бы не могли видеть мысли. Вы понимаете это? Глаз не может видеть себя. Вы можете видеть только то, чем не являетесь! Так что, если вы можете видеть свои собственные мысли, это означает, что вы не ваши мысли. Вы и ваши мысли две разные вещи. И это привнесет новое понимание в вашу жизнь. То, что вы есть  сознание, а мысль является проявлением сознания, которое приходит и уходит. Но Я, человек, смотрящий на мысль, остается всегда, независимо от того есть мысли или нет. Хорошая мысль или плохая, нет никакой разницы. То же самое происходит и с чувственными впечатлениями. Когда я смотрю на вас, кто является тем, кто видит вас? Когда вы смотрите на украшения в этой комнате, кто является тем, кто смотрит на украшения? Когда вы слушаете мой голос, кто слушатель? Кто слышит звук кондиционера, лающей собаки, проезжающих машин? Это то, что никогда не меняется, что остается как бдительное сознание. И это бдительное сознание, это то, что мы хотим взрастить, это пространство, которое всегда остается тем же, нетронутым, неподвижным. Но оно всегда замечает все, что происходит снаружи и внутри. Вы понимаете, о чем я говорю?

Это как кино: кто-то в аудитории, ваши чувства и мысли, и все вещи, которые происходят вокруг нас, это вещи, происходящие на экране, и мы видим их. Мы часто говорим, что испытываем что-то. Это не совсем верно, потому что мы видим то, что отдельно от нас. Мы на самом деле не едины с этим переживанием, всегда есть какое-то расстояние, и именно это подобно медитативному пространству. Когда вы научитесь сохранять дистанцию между вами и наблюдаемыми вещами. Самое смешное в том, что в момент, когда вы создали дистанцию, граница или разница между вами и тем, что вы наблюдаете, исчезает. Это антагонизм: Вам надо создать дистанцию, вам необходимо отключиться, и в момент, когда вы отключились, бу-у-ум, все открывается, и вы становитесь единым с наблюдаемыми вещами. Это очень странно. Вот что мы будем практиковать и развивать.

Поначалу вы подметите, что ваш ум очень, очень, активен. И это может быть шокирующим. Вы думаете: «О Боже, это безумие, что происходит в моей голове». Потому что, это не совсем мышление: мышлением является то, что мы должны делать осознанно. Скажем, я думаю об определенном предмете. Это как взять факел и сходить во все углы комнаты, чтоб посмотреть что там. Вот это будет мышлением. Если я смотрю на предмет (объект) со всех сторон: спереди, сзади, убеждаясь, что я понимаю и что я могу сделать что-то с этим. Но то, что мы привыкли понимать под мышлением, это как обезьяна прыгает с одной ветки на другую, и так до бесконечности. Это происходит бессознательно, случайно, само по себе.

У вас есть вопросы?

Вопрос: В медитации мы должны научиться отделять себя от наших мыслей и эмоций, а затем, когда мы в состоянии сделать это, мы станем едиными с наблюдаемым?

Арджава: Да, вы видите происходящее, прежде всего, вы создаете расстояние и дальше, вы больше не живете вашими понятиями (шаблонами), а учитесь жить больше и больше в гармонии с происходящим. Когда идет дождь, вы не пытаетесь избавиться от дождя в вашей голове. Вы просто говорите: «Хорошо, идет дождь, великолепно», и берете с собой зонтик. Вот почему я говорю что, в конце концов, вы становитесь единым со всем, потому что вы не пытаетесь идти против естественного течения вещей. И тогда все становится единым, и даже так называемые отрицательные эмоции и негативные состояния. Невзгоды, страдания и болезни: все в порядке.

Но прежде всего вы должны создать дистанцию. Когда я говорю о дистанции, я не имею в виду, что вы должны быть равнодушными. Вы должны начать с наблюдения, что происходит внутри вас. Поэтому, когда у вас возникает мысль, тихий голосок в вашей голове говорит: «О, есть мысль». И вместо того чтобы следовать за этой мыслью, вы остаетесь здесь и сейчас. И вы живете в каждый момент, который является единственной реальностью для вас. Если вы делаете чай, и пока кипятите воду, думаете о чем-то совсем другом, вы упускаете свою жизнь. Поэтому вы ловите мысль, когда она возникает: в уме вы идете в банк и вы заняты всем чем угодно по пути: «ой, вообще-то я делаю чай сейчас», и вы возвращаетесь в данный момент. Когда вам надо обдумать что-то, то конечно, подумать это хорошо. Вы садитесь и осознанно рассматриваете вещь (дело, объект) со всех сторон. Когда вы собираетесь начать свой бизнес вам необходимо все обдумать, другого пути нет. Мысли это не плохо, но у них есть свое время, им должно быть отведен соответствующий промежуток времени. А иногда, когда в них нет необходимости, держите их в стороне и вы будете получать гораздо больше удовольствие от жизни. Спасибо.

Вопрос: Вы говорите, мы должны жить каждый момент жизни осознанно, не так ли?

Арждава: Да, но это не то, что мы должны! «Должны» звучит ужасно.

Вопрос: Должен ли я принимать то, что происходит в каждый момент?

Арджава: Да и так же принять то, что когда ум вступает в дело, то он дрейфует в прошлое или будущее. Поэтому вы не устраиваете себе вырванные годы, если вы подловили себя и не говорите: «О нет, я опять замечтался, это когда-нибудь прекратится?». Вы просто говорите: «Хорошо, я замечтался, и теперь я вернулся». Вы не должны чувствовать себя виноватым. Это хитро, потому что многие эзотерические школы говорят, что вы не должны думать. Но невозможно не думать насильно. Это то, что может случиться для большинства из нас, только после длительного периода медитативной практики. Поначалу одна мысль приходит за другой, и чем больше вы практикуете, тем больше пауз появляется между мыслями. И может наступить время, когда будет приходить, очень мало мыслей, и вы будете в покое. Но этот покой не может наступить принудительно.

Вопрос: Когда я начинаю медитировать, то становлюсь сонным и усыпаю. Что тогда, медитация закончена?

Арждава: Хорошо, тогда спите. Я понимаю, о чем вы говорите исходя из своего опыта: есть два разных состояния. Первое: мы часто медитируем вечером, когда отработали весь день и устали. И самое естественное, что можно сделать, это пойти спать. Так что посмотрите, можете ли вы медитировать, когда вы свежий и бодрый, может быть утром или в середине дня. Второе: вы можете войти в медитативное состояние, которое очень похоже на сон. Вам будет трудно различить эти оба состояния. Вы можете подумать, что вы уснули, но с вами произошло что-то другое. Эти состояния часто происходят аналогичным образом. Когда вы сидите молча может случиться, что ваше тело потряс толчок. Это означает, что вы проваливаетесь на другой уровень сознания, когда нет необходимости спать. И есть еще один момент. Когда вы медитируете, и медитация трудна для вашего Эго, вы можете уснуть, во избежание дискомфорта. Это может быть единственным путем к бегству. Если с вами так происходит, то просто наслаждайтесь сном... В гипнотическом сне, например, когда вы дойдете до точки, где что-то внутри вас боится, что вы можете столкнуться, с тем чего вы действительно не хотите видеть, вы уснете. Вы усыпаете всегда в одно и то же время, даже если вы погрузитесь в тот же гипнотический сон на следующий день!

Любые другие вопросы? Или Вы хотели бы поделиться своим опытом?

Вопрос: Меня учили, когда возникает мысль, принимать ее, не отвергая и не осуждая ее. И поступать так же с эмоциями.

Аржава: Да, другого пути нет. Есть история о мусульманском святом, Мулле Насреддине. У него была красивая яблоня в саду. И все дети в этом районе любил его яблоки. Каждый раз, когда дети приходили воровать его яблоки, он с криками гонялся за ними с палкой. Один из его соседей пришел к нему и сказал: «Мулла, ты такой миролюбивый человек, почему ты прогоняешь этих бедных детей?». На что Мулла ответил: «Дети, как мысли. Если прогнать их, они вернутся!»

Это и есть опыт медитирующего. Чем больше вы пытаетесь прогнать свои мысли, тем сильнее они будут возвращаться. Как вы и сказали, единственно возможный способ справиться с мыслями, это принять их. Осознать их и тогда отпустить. Существует несколько проблем, которые противостоят медитативному состоянию ума. Первая это привязанность к чему либо, главным образом к вашим понятиям, и вторая это суждение. Когда вы смотрите на что-то или на кого-то с осуждением, вы застряли. Вы не видите реальность такой, какая она есть, вы смотрите на нее через некий фильтр. Когда вы так делаете, вы попались на крючок, и не можете выбраться. Научившись создавать дистанцию между вами и вашими мыслями,  вами и вашими эмоциями вы заметите, что осуждения становится все меньше и меньше. Вы научитесь принимать реальность и других людей, и даже себя, такими как есть. Вы принимаете все, что происходит таким, как оно есть, и вы принимаете других такими, какие они есть. Как только вы пытаетесь изменить что-то или кого-то, вы в беде. Это правило, навсегда.

Например, если я захочу изменить тебя, Луиза, я буду несчастен, наши отношения будут одними из не счастливейших, ты будешь чувствовать мою агрессию и высокомерие, которые говорят: «Я знаю, какой ты должна быть и ты не должна быть собой». Все это станет большим конфликтом и не будет места радости и гармонии.

Если я пытаюсь изменить какую-то ситуацию, я не создаю ничего кроме несчастья. Допустим, есть конфликт, межэтнический конфликт происходит где-то, и я говорю: «Я не хочу этого». Многие из вас практикуют Рэйки: В Рэйки очень распространено, что люди будут посылать энергию в район кризиса. Это не имеет никакого значения, потому что когда вы хотите изменить что-то, вы говорите: «Я лучше знаю, как должно происходить». Но кто мы такие, чтобы говорить, что мы знаем лучше, чем сама жизнь, которая является огромной?

Мы должны осознать, что в мире, что есть, то есть: хорошее, плохое, красивое и уродливое, все есть. Сейчас это может звучать немного фаталистически для некоторых из вас, но на самом деле это не так. Потому что я не говорю, что вы не должны ничего делать. Мы делаем что-то все время. Работаем с людьми, с этническими конфликтами и делаем многое другое. Но вы можете делать это только тогда, когда вы не привязаны к результату, и когда вы не привязаны к какой-либо цели. Когда у вас нет цели, и вы принимаете все таким, какое оно есть. Если вы сумеете привнести это в свою повседневную жизнь, вы свободны. Даже в своих рамках. Даже внутри своей маленькой свободы, вы свободны. Конечно, есть границы того, что мы можем сделать, это бесспорно. Я не разделяю мнения, что нет никаких ограничений. Есть определенные ограничения, но в этих пределах мы можем свободно двигаться. Для того чтобы этот момент стал немного яснее, я хотел бы начать с десяти минут безмолвной медитации. Вы можете сесть, как вам нравится. Это помогает держать спину прямо, насколько это возможно без напряжения. И это помогает чувствовать себя комфортно в своем теле. Вы можете сделать все, чтобы вам было удобно. Вы можете прислониться к стене спиной. Вы можете сидеть на стуле или на полу. Минут десять мы будем сидеть тихо, просто прислушиваясь к звукам, которые окружают нас, какими бы они ни были. Мы не будем делать ничего другого. Пока мы сидим, переключите все свое внимание на окружающие звуки. Прислушиваясь к мыслям, которые проходят в вашей голове, к лаю собак на улице. Продолжайте слушать, не привязываясь и не позволяя звукам уносить нас из данного момента в мир грез. Мы просто слышим все. Ваше собственное дыхание, гул кондиционера, свои собственные мысли, все. И нет необходимости менять что либо. Ничто не является ни хорошим, ни плохим, все просто такое, какое оно есть. Мы позволяем всем звукам стать частью нашей медитации.

После медитации.

Необходимо поступать, таким образом, и относиться ко всему, с чем мы сталкиваемся. Даже если собака лает, когда вы изо всех сил стараетесь медитировать. Вы не пытаетесь заткнуть собаку, и не затыкаете уши чем-нибудь, вы просто наслаждаетесь лаем, и включаете собаку, и ее лай в свою медитацию. Потому что ваша медитация на самом деле все, что происходит внутри и снаружи вас, в то время как вы медитируете.

Так что ваша медитация включает ваши мысли, чувства, все беспокойства извне. Как только вы включите все это, ваша медитация станет легкой. Потому что вы не идете против естественного течения жизни, которая предлагает вам лай собаки и гул кондиционера в данный момент. Медитация это не техника, это внутреннее мироощущение, которое мы учимся развивать в себе. И, научиться, что мы можем  сидеть тихо, как мы только что сделали, или мы можем применять различные методы медитации. Методы, которые мы будем практиковать на протяжении всех выходных, были разработаны нашим учителем, Ошо. И он разработал много методов, которые призваны встряхнуть вас. Так что мы будем делать много «встрясок» в ближайшие пару дней. Итак сначала вы встряхиваете все что внутри вас, а затем вы наблюдаете как грязь оседает внутри вас. Точно так же как если вы встряхиваете стакан с водой и грязью, вы просто смотрите, как она оседает опять. Грязь оседает на дно, а наверху остается чистая вода, чистое сознание.

Есть два совершенно разных пути наблюдения нашей внутренней реальности. Западный путь, наблюдать за собой терапевтическими глазами. Вы смотрите на себя и думаете: «Я не идеален. Я должен быть идеальным, я должен работать над собой, и я должен пройти все виды лечения (терапий), чтобы быть лучшим человеком. И однажды я стану идеальным, но не сейчас! Однажды…». И эта идея мешает вам наслаждаться данным моментом, потому что ваше внимание всегда где-то в другом месте: «Когда я стану идеальным, я буду наслаждаться собой, и это будет хорошо для окружающих меня людей».

Так же как грязь на дне стакана, если вы погрузитесь в нее, на дно, вы продолжите поднимать все больше и больше мусора. Это не прекращается и может не прекратиться никогда. Одной из причин этого является то, что ум, мысли, страдания, все понятия, которые плавают в наших головах, не являются частными или индивидуальными. Вы можете откопать все что хотите и поднимать все больше и больше барахла, так вы никогда не придете к ясности. Так это никогда не закончится. Вместо того чтоб поднимать все больше и больше хлама лучше дать грязи осесть на дне, и позволить ей там и быть, а самим наслаждаться чистым светом наверху. Это не значит, что вы должны затолкать всю грязь поглубже и закрыть ее там, вы просто позволяете этой грязи быть глубоко, а светлому быть на поверхности. Это понятие о рае и аде внутри нас. Во время бури, когда кто-нибудь чуть толкнул стакан, и вся вода в нем перемешалась, и поднимается много грязи. Тогда вы позволяете ей подняться, осознаете ее говоря: «Привет, я сейчас злюсь». После такого осознания, в большинстве случаев гнев исчезнет, потому что вы не привязываетесь к нему. Вы не создаете связи с гневом. Вы не объединяете себя с гневом. Вы создали расстояние между собой и эмоциями и тогда вы свободны. Тогда вы можете даже наслаждаться своим гневом, без чувства вины.

Вина - это еще одно очень важное понятие. Что означает вина? Это означает, что я недоволен собой таким, какой я есть по какой-то причине. Возможно, кто-то в прошлом сказал мне, что я не должен быть таким, не должен говорить так, не должен чувствовать или вести себя так. Возможно, это неприемлемо в вашей культуре чувствовать и быть или вести себя определенным образом. Здесь, в Мексике, например, люди танцуют, как только слышат музыку. В Германии или  Японии это будет воспринято как что-то очень эксцентричное! И для того чтоб не идти против группового сознания и для того чтобы оставаться в мире с моей группой, я чувствую вину. И это всегда приносит вам беспокойство. В момент, когда вы не нравитесь самим себе в том или ином роде, вы не можете быть счастливы. Это невозможно. Мы только говорили об этом утром. Когда вы хотите сделать или сказать что-то, что важно для вас, но сдерживаетесь, то позже оно отомстит. Например, вы хотите сделать что-то со мной, вы хотите выпить чашечку кофе со мной, но вы не спрашиваете меня. Вдруг я неожиданно умираю, и всю оставшуюся жизнь вы будете думать: «Черт, я упустил эту возможность. Почему я не спросил(а) его?». Я знаю эти ситуации, потому что они  случались со мной часто, когда я был моложе. Я хотел сделать что-то, но не делал, потому что стеснялся, а потом сожалел об этом в течение многих лет.

Так что простейший путь в жизни, это решать проблемы, ситуации в момент их возникновения. Конечно, это должно происходить в рамках, в которых мы цивилизованные люди, привыкли иметь дело друг с другом. Очевидно, мы не можем просто пойти в банк и сказать: «Дайте мне все ваши деньги. Я хочу их сейчас. Я должен иметь Мерседес и я заслуживаю этого, потому что я люблю себя очень сильно!». Это не сработает. Мы должны придерживаться пути, что мы как человеческие существа взаимодействуем друг с другом. В некоторых случаях мы должны придерживаться культурных правил, которые приняты в стране, в которой мы находимся. Но в тоже время, подавление своих чувств и движение против своей природы, всегда создаст вам проблемы позже. И чем больше вы идете против своей природы, чем больше вы подавляете свое истинное Я, тем больше жизнь будет мстить. Потому что вы жизнь, и идти против себя, это идти против самой жизни. Я не имею ввиду это в моральном плане. То, что я называю местью или страданием это, то, что происходит прямо сейчас. Когда я не делаю то, что я на самом деле хочу делать, я чувствую себя тревожно. Это и есть мое наказание, это происходит мгновенно. И чем больше я поступаю так, тем больше получаю. Вы можете увидеть это очень ясно в плохих отношениях. Я уверен, что  вы все испытывали это. Вначале вы все еще можете выбраться, но чем дольше вы идете против своих чувств, тем труднее становится. И тогда однажды когда уже слишком поздно… вы закрыли себя в собственной вине и собственной нерешительности, и собственной… тишине… Великий момент… Ничего себе, это был действительно медитативный момент. Пустота…

Не любя себя такими, какими вы являетесь, вы помещаете себя в тюрьму отсутствия любви. Вот почему я говорил, работать над своим мироощущением, как мы делали в медитации, принимая каждый звук, так надо принимать и все в нашей жизни, в нас самих, таким, какое оно есть. Без осуждения, без чувства вины и без любых ограничений, до тех пор, пока это в рамках правил, которые действуют в нашем обществе. Стать более и более свободным не подразумевает идти против существующих законов, а подразумевает, что вы становитесь все более и более ответственными по отношению к себе, другим и природе. Вы принимаете свою жизнь и ваше окружение как величайшее сокровище, которое имеете. Абсолютная свобода означает абсолютную ответственность.

Вопрос: Я медитировал несколько раз по-разному. Самый приятный способ для меня был, когда я не заставлял себя медитировать. И теперь я пришел сюда, я приехал прямо с работы, и я очень устал. Когда я сел медитировать, было очень комфортно слышать собаку, и вдруг я заметил, что начинаю усыпать. И одна часть меня, сказала: «Нет, ты не можешь спать сейчас», а вторая часть меня сказала, нет никаких проблем, и я уснул. Я проснулся, услышав собаку, и опять уснул. И тогда я вернулся в данный момент без чувства вины, это была лучшая часть. Нет вины.

Арджава: Именно так и должно быть. Вы принимаете все. Даже если то, чего вы пытались достичь, не случается. Потому что это не то, что на самом деле происходит с вами прямо сейчас. Ваше тело устало, и то, в чем оно нуждается больше всего это отдых. В таком случае, лучшее, что может случиться с телом  это отдых. Медитация забавная штука. Как я уже говорил, медитация это не техника, это мироощущение. Чаще всего она приходит, когда вы не ожидаете. И она не происходит, когда вы жмете, когда вы сильно пытаетесь. Когда вы говорите: «Сейчас я буду медитировать всерьез, со всей силы».

Я проделывал это в течение многих лет. Иногда я сидел очень продолжительное время за раз, и я заметил, что в тот момент, когда я прекращал прилагать усилия, это происходило само по себе. Медитация в контролируемой среде только для того чтоб мы могли запомнить медитативное пространство и привнести его в свою повседневную жизнь. В противном случае все это лишено смысла. Мы живем в этом мире.

Если вы исчезаете на один час в день, в тихой комнате, и вы наслаждаетесь собой и покоем окружающим вас, а потом вы страдаете остальные 23 часа с остальной частью вашей семьи, вы не поняли сути. Впрочем, это хорошее начало. Со временем удовольствие, которое вы испытываете, практикуя медитацию, распространится в вашу повседневную жизнь, где и останется. Когда медитативное пространство вторглось в вашу жизнь, то оно распространяется на окружающих вас людей. И тогда что-то может произойти, даже в больших масштабах. Затем, не желая изменить что-либо или кого-либо, все меняется. Это происходит без усилий, без желаний, без цели. Когда вы находитесь в этом естественном состоянии, окружающие люди также настраиваются на это природное пространство. По этой причине, что-то происходит с нами в присутствии духовного учителя. Те из вас, кто проводил время с учителем, знают, что это такое. В его или ее присутствии вы впадаете в такое же состояние открытости. И вы испытываете то, что вы можете позже вспомнить в офисе, или в супермаркете. Это заразно; это очень хорошая болезнь. Абсолютная болезнь!

Вы можете столкнуться с некоторыми трудностями на пути медитации. Одна из трудностей, которую я испытал как неопытный медитирующий, это высокомерие. Медитация это роскошь. Когда у вас есть все и ничто не является достаточно хорошим, и вы думаете что вы намного лучше остальных, остается сделать только одно. Вы начинаете медитировать. И вы в ловушке. Сыр выглядит так привлекательно, и дверь открыта нараспашку…. Я потратил несколько лет вот так, будучи убежденным в своем величии. Я был тогда в Индии и считал остальной мир тупым, а я был единственной разумной формой жизни на земле. Но к счастью это прекратилось. Я вижу, что то же самое происходит со многими духовными искателями; они парят слишком высоко после взлета. Очень хорошо помнить, что свидетель, тот, кто наблюдает за всем, одинаковый во всех. Вот что объединяет нас в группе, и в целом нет разницы, между кем бы то ни было. Различия чувствуются только в индивидуальности, на поверхности. В момент, когда вы впадаете в гармонию со всем сущим, маленькое индивидуальное эго временно исчезает, и нет никакой разницы между величием и ничтожностью. Нет никакой разницы между мужчиной и женщиной, и не имеет значения, как долго вы находитесь в поисках (истины). Новичок точно такой же, как профессиональный медитирующий! Это было очевидно, когда мы сидели вместе: наступает момент, когда индивидуальность перестает существовать и остается только тишина. Эта тишина не может быть разделена на вашу и мою тишину, это общий котел. Вы почувствовали это? Мы все стали частью океана сознания и там мы все равны. Если мы можем почувствовать это пространство с открытыми глазами, во время работы, мы добились того что пытались сделать. Привнесите это из вашей медитативной практики в Супермаркет или любое другое место, в котором вы находитесь.

Как я уже говорил ранее, существует много техник. Не все техники подходят всем, поэтому их и существует так много. Ваша задача найти одну подходящую вам. Лучший способ найти подходящую технику это, прежде всего привлекательность. Когда вы чувствуете тягу к ней, это может быть признаком того что она вам подойдет. Но может быть и отвращение. Когда мы экспериментируем с техникой, и вы на самом деле ненавидите ее, это может быть признаком того, что она тоже будет хороша для вас. Вы должны поэкспериментировать с обеими. Одна, с которой перекликаетесь вы, и другая, которая перекликается с вами. Впрочем, если та, которая вам не нравится, доставляет вам беспокойство или любые другие неудобства, после трех дней практики, может быть, лучше прервать ее. Я помню, как занимался Тантрической Индусской Медитацией много лет назад. Тантра имеет очень мало общего с сексом, это наука о внутренней алхимии, тайное искусство трансформировать базовую энергию в чистый свет. Я пытался заставить мою бывшую партнершу делать то же самое, и она ненавидела это. Техника должна соответствовать вашему существу.

Вы должны относиться к себе с уважением. Когда вас привлекает практиковать технику, по крайней мере, в течение трех дней. Если становится очевидным, что эта техника не для вас, прекратите. Если она перекликается с вами, продолжайте, по крайней мере, в течение трех месяцев. Эффект от медитации наступает не обязательно сразу. Немедленный эффект похож на фейерверк. Однажды я занимался определенной медитативной техникой, и через пару дней я подумал, что моя голова взорвется. Я подумал: «Здорово, так захватывающе! » После четырех или пяти дней, все спецэффекты прекратились. Я ничего не чувствовал, но я продолжал. Несколько месяцев спустя я понял, что что-то красивое открылось для меня. Но несколько месяцев я чувствовал не много. Только вначале ощущения были очень интенсивными, когда я прорвался через барьер. Я экстремист, который наслаждается этими театральными событиями. Они могут исчезнуть и вы можете не чувствовать ничего, некоторое время. Не позволяйте этому препятствовать вам и продолжайте практиковать. Вероятно, вы находитесь на правильном пути.

Много медитаций Ошо очень активны. В некоторых из них вы двигаетесь и дышите быстро, прежде чем сидите тихо. Он говорил, что они были созданы для современного человека, который настолько занят, что не может просто сидеть тихо. Кончено это неверно для каждого. Некоторые из нас могут естественно сидеть тихо. Это не достижение само по себе, просто различие. Некоторым людям сидеть просто, другим нет. Если это трудно для вас, то подвигаться это хорошо, сначала вымотать тело, прежде чем вы сядете. Несмотря на то, что я люблю сидеть тихо, я делаю активную медитацию тоже дома. Я иду в сад и копаю яму или сгребаю снег в зимнее время, работаю до седьмого пота, а затем иду и сажусь в моей комнате для медитации. Вы увидите, что намного легче сидеть спокойно после того как вы подвигаете телом. Вы осознаете одну сторону спектра, если вы только что пережили другую. Вы чувствуете противоположное, полярность. Проще позволить себе провалиться в тихое пространство, когда ваше тело немного измотано. Помните, что это медитативное пространство всегда здесь. Мы, как правило, отсутствуем!

Мы также будем показывать вам некоторые техники, которые можно применять, в то время как вы делаете что-то другое. Пожалуйста, поймите, медитация это не то, что должно быть закрыто в вашей комнате для медитаций. Она относится к каждому моменту вашей жизни. Она относится к осознанным и неосознанным моментам. Единственное что может произойти с вами, чем больше вы входите в мир медитации, это то, что больше нежелательных проявлений будет пузыриться из подсознания. Вы ожидали стать чрезвычайно умиротворенным, но вместо этого вы можете обнаружить себя все более и более злым и раздраженным! Я заметил, это в себе. Если вы должны пережить это, побудьте в этом, не пытайтесь  избавиться от нежелательного, успокойтесь и дайте себе время, вам надо отпустить это. Если у вас есть партнер или семья, дайте им знать, это всего лишь временное явление. Вы можете носить знак, который гласит: «Гнев в процессе». Теперь вам нужно научиться, не сбрасывать свой ​​гнев на других. Ваш гнев, прежде всего ваша ответственность, даже если его корни уходят куда-то за пределы вас. Существует очевидная разница между выражением эмоций и сбрасыванием их на других, и это то, чему нам необходимо научиться. Как выражать себя без сбрасывания эмоции на кого-то. Если я злюсь, самый простой способ дать знать своему партнеру, без крика на нее, это сказать: «Я в отвратительном настроении». Так поступаем мы со своей женой, не всегда, но в большую часть времени. Таким образом, мы избегаем конфликта, прежде чем он произойдет. Конфликт в семье, между партнерами или даже странами не возникает внезапно. Конфликт нарастает с течением времени.

Вопрос: иногда мы проецируем конфликт друг на друга, и говорим сердито «Ты с ума сошел (сошла)?»

Арджава: Если вам повезло понимать партнера, то это может быть отличным упражнением; сказать ему или ей, не обвиняя их в том, что происходит с вами. Ваше настроение это ваше настроение, в конце концов. Самый простой способ сделать это, просто сказать. Поначалу может быть такое, что вы будете говорить о том, что вы чувствуете слишком грубо (строго), это нормально. Мы часто слишком остро реагируем, когда находим новый метод поведения. Со временем вы сможете делать это нежно и с любовью. Я заметили, что чаще всего плохое настроение исчезает, после простого осознания и его сила рассеивается в вашем осознании. Если настроение или эмоции настолько сильны, что вы не можете справиться с ними, и вы не знаете, что с ними делать, вы можете выйти в пустыню и кричать.… Это то, что происходит с детьми. Это требует практики обуздать эмоции, которые захлестывают нас внутри, судя по всему, с неконтролируемой силой.

На протяжении многих лет я преподавал английский язык в Японии, и мои студенты приходили на занятия, сумасшедшими от гнева. Они не знали, что делить с этим; они не могли выпустить его, и в тоже время они не могли держать это в себе. Поэтому мы взяли толстые подушки и поощряли детей выбивать дурь из этих подушек, крича и пиная их, в свое удовольствие. Я держал подушку, а они били и пинали ее. Однажды после одного из подушечных сеансов я запомнил, как одна из девочек сказала: «Ах, это так здорово учить Английский!». Из сказанного ранее вы можете подчерпнуть, что духовный рост и медитация как одна часть целого, странное явление. Вместо того чтоб становиться больше и больше, с течением времени, вы на самом деле, становитесь меньше. Вы не растете, вы сжимаетесь! Вы становитесь все меньше и меньше, чем больше вы отпускаете ваши идеи, понятия и философии. Вы отпускаете «как все должно быть» и вы становитесь единым с данным моментом, единым с тем, что происходит прямо сейчас...

©2000- 2010 by Frank Arjava Petter

Перевод: Бойчук Андрей Михайлович.

Источник: http://www.reikidharma.com/en/index_en.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий